?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Радогощь – Радегаст.






В вопросе о происхождении Вятичей - в  ПВЛ говорится о приходе двух братьев - Радима и Вятко от “Ляхов”: «…Радимичи бо  и Вѧтичи  ѿ Лѧховъ . бѧста бо  . в҃ брата в Лѧсѣх  Радимъ  а другому  Вѧтко  и пришедъша  сѣдоста Радимъ на Съжю [и]  прозв[а]шасѧ Радимичи  а Вѧтъко сѣде съ родомъ своимъ по ѡцѣ . ѿ негоже  прозвашасѧ Вѧтичи...».  



.



рис 1. Славянские племена и их соседи (кликабельно)




Кто же считается Ляхами – согласно ПВЛ : «.. Словѣни же ѡви  пришедшее сѣдоша  на Вислѣ и прозвашасѧ Лѧхове . а ѿ тѣхъ Лѧховъ прозвашасѧ Полѧне . Лѧхове. друзии Лутичи. ини  Мазовшане ини Поморѧне ..» [ПСРЛ. Том 1. Лаврентьевская летопись].

Т-е к Ляхам (по ПВЛ) относились не только Поляне (Ляшские) и Мазовщане, но и Балтийские славяне: Лютичи, Поморяне , т-е  население  Юж. Балтики – Лехитские племена. 



.



рис. 2 Лехитские племена в IX веке.



Среди Западных, в т.ч. и Балтийских Славян – Венедов,  был  широко распространен культ бога Радегаста – Радогоста -  [Радогошь - в восточно-славянской огласовке].


ТИТМАР ИЗ МЕРЗЕБУРГА сообщает, что Священный город Ретра находился  в округе Редариев, (предположительно на земле Лютичей ), на мысу у озера. В храме стояли идолы Радигоста и других богов и богинь, в доспехах и с оружием. ГЕРМОЛЬД  в  «Славянской хронике» 12 века – называет Радегаста  богом земли Бодричей.  АДАМ БРЕМЕНСКИЙ 12 веке: «..Самые сильные среди них - это живущие посредине Ратари; город их, знаменитая на весь мир Ретра , является центром идолопоклонства. Большой храм построен там для демонов, главным из которых считается Редегост…».

Из этнографических материалов по Восточным славянам – известно, что с наступлением осеннего равноденствия в некоторых регионах известен, и праздновался праздник Радогощь.

Также стоит отметить, что для Западных (в т.ч. и Балтийских) Славян очень характерны топонимы с окончанием  на «-гост. – гощь ».

В этом плане очень интересен Новгородский регион – земли Ильменских Словен. И интересен прежде всего топонимами, и выводами лингвистов и археологов – о составе и миграции  населения на данных территориях в период раннего средневековья.


Новгородско - Приильменский регион:


*Гидронимы и топонимы Приильменья: Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие « -гост-; -гощ- », и допустил их широкое появление уже с VIII века н.э. Данные созвучия наиболее характерны для Западно-Балтийских славян.

А.М. Микляев говорил, что названиями на -гост/гощ-, которые указывают на древнейшие места расселения славян в Восточной Европе, исключительно обильна местность к западу, а в особенности к юго-западу и западу от оз. Ильмень: на его побережье и в истоках Луги, Плюссы и левых притоков Шелони сосредоточено 27 топо- и гидронимов. Такая концентрация, констатировал исследователь, нигде больше не повторяется в Европе.


В 2005  г. В.Л.Васильев указал, что топонимы с основами на –гощ-/-гост-, мощно представленные в центральном районе Новгородской земли, отчасти по течению Шелони и в Южном Приильменье: "являются одними из самых архаических в древнеславянском антропонимиконе" и маркируют "главные пути продвижения славян по крупным рекам".

*Язык Новгорода:  Как признает в журнале «Наука и жизнь» академик В. Янин, берестяные грамоты показывают, то языки Новгорода и Киева – это изначально совершенно разные языковые  диалекты. Киевский был близок балканским языкам, а Новгородский язык - идентичен диалектам Полабья, Поморья и Ляхии.  Новгородский язык фактически являлся языком Ободритов и, как открыл профессор МГУ А.А. Зализняк по рез-там раскоп. 2002-2005 гг. и анализу берестяных грамот, он фактически ничем не отличался от древнего Ляшского языка Кракова. (Ляшский язык Кракова, чистейший славянский, полностью идентичный языку Полабских земель . Второй, более поздний,  субстрат нынешнего Польского языка – это западно-балтский язык Мазуров Варшавы. Именно от него в польском языке появились пшеканья и балтская лексика.)

*Керамика Новгородских земель: Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги указывают на распространение с IX-X века  н.э. посуды Западно-Славянского типа, характерной для побережья Балтики, что указывает как и на развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части Западно -Славянских племен.

*топонимы В Ленинградской области - как пример :
Радогощь - деревня в Бокситогорском районе Ленинградской области.
Бу́догощь - посёлок городского типа в Киришском районе Ленинградской области России, административный центр Будогощского городского поселения.


Однако подобные топонимы на «гошь» ,«-шь»  есть не только в Новгородско-Ладожских землях, но встречаются и в регионе Вятичей - Радимичей.

Т.Н. Никольская в книге «Земля Вятичей» кратко упоминает, что многие названия древнерусских городов в землях Вятичей (известные по летописям ), имеют окончание на «– гощь - , - щь»,  что наиболее характерно для Новгородского региона.

Брянский регион :
Погар - Радогощь (Радогощ, Радогост, Радощ) - древнее название города  Погар, применявшееся до 1-й половины XVII века;  ныне  Погар - райцентр в Брянской области на р. Судость (приток Десны), в 7  км от ж/д станции Погар, в 128  км к Ю-З от Брянска.  По данным археологии в VIIIIX вв. на этом месте  находилось славянское поселение. Под 1155  г. этот город впервые упоминается в летописях под названиями Радощ, Радогощ. В XIII веке был разорён монголо-татарами. Во 2-й половине XIII века отошёл к Литве.  В 1380, 1500 и с 1517 по 1618 гг. входил в состав русских земель, но в 1618 г. был захвачен Польшей. Только в XVI веке  город четырежды был сожжён в результате военных действий между русскими и поляками (из-за чего, вероятно, и стал называться Погар). С 1763-1797 гг. - уездный город. (БСЭ, 1969-1978)

Радогощь - село в Комаричском районе Брянской области.

Орловско регион :
Домагощь (11-13 век, 14-17 век) – летописный древнерусский город,  городище «Городище» при впадении реки Зуща в р. Оку. Интерпретируется как остатки Древнерусского города Домагощь, впервые упомянутого в летописи под 1147  г. Орловская область – Болховский р-н.

Спашь – (11-13 век   14-17 век)  - летописный древнерусский город, - городище «Спасское» на р. Неполодь, (приток Оки). Город «Спащь» впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1147  г, в связи с феодальными войнами Ольговичей и Мономаховичей. По пути из Мценска в Кромы князя Святослава Ольговича : «.. и поиде къ градоу   на Изѧславич̑ и въ Спаши  оугониша и . посли  ѿ Володимира  Двд҃вича . и ѿ  Всеволича…» (ПСРЛ, т.II, стб. 342.). Вторично Спащь упомянут в Ипатьевской летописи под 1152  годом: «.. и всѧ Половецьскаӕ землѧ . что же их̑  межи Волгою и Днѣпромъ и поидоша туда на Вѧтичѣ . и тако взѧша ӕ . та на Мценескъ  . ѿтуда же идоша на Спашь в . та  на Глуховъ . ту и сташа Володимиръ  же слъıшавъ ѡже идеть сватъ ег̑  Дюрги  в Русь.. » (ПСРЛ. Т II, стб. 455.). Также «Спашь» известен как «Звенигородское  городище»  – погост Звенигородский, на р. Неполоди -   Каменской стан Орловского Уезда,  упоминается  в писцовых книгам XVI в. Орловская область – Орловский р-н.

Залегощь – районный центр в Орловской области на р.Неручь (приток р. Зуша).

Редогощь - нас. пункт Троснянского района Орловской области на р. Свапа.




.



рис. 3 Гидронимы в бассейне Верхней Оки.  Из  Т.Н. Никольская "Земля Вятичей",  М. Наука. 1981  год. (кликабельно)



Каким образом топонимы и гидронимы на « -гошь», «-гост», «-шь » и  «Радогошь» - характерные для Западных  Балтийских Славян  - попали в раннем средневековье не только в Новгородские земли (где миграция Балтийских славян уже  с 8 века, доказана археологами и лингвистами), но и в регион Вятичей - Радимичей, в Орловско -Брянские земли ?

Возможно, «от Ляхов» , согласно ПВЛ  – означает приход части населения не от Полян Ляшских, а именно от Западных - Балтийских Славян - Лютичей или Поморян. (коих ПВЛ также причисляет к «Ляхам» ), Отсюда и топонимы на « -гост» , «-гошь», «-шь », и населенные пункты, имеющие название - «Радогошь» .


---


Вятичи - восточнославянский племенной союз, сформировавшийся с  VIII  в. н.э.  в  бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Калужской, Орловской, восточной части Брянской, Тульской, Липецкой, Рязанской,  частично  Московской  и Смоленской  областей). 

Этимология: Согласно народно - этимологической версии, приведённой в Повести временных лет,  название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. Такой тип эвгемеризма, как выведение названия племени от имени его прародителя, был свойственен средневековой христианской книжности.

На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название  вятичей (*vetitji) восходит к корню праслав. *vet-  - «большой», и, в конечном  счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как Венеды, Венеты и Вандалы,  восходящими к тому же корню. Все эти этнонимы, вероятно, имели значение  «большой народ». Территория, населенная вятичами в арабских  и хазарских источниках называлась страной Вантит http://iozhinsbajin.livejournal.com/8631.html .

Согласно ПВЛ, Вятичи и Радимичи были «от рода Ляхов», то  есть Западных Славян. Но по данным археологии - расселение Вятичей (потомков Волынцевской к-ры), происходило с территории  Днепровского левобережья. Также Большинство исследователей считает, что частично субстратом Вятичей являлось местное балтское население Мощинской культуры 4-7 вв. н.э.  Археологические памятники Вятичей  представлены Ромено-Борщевской археологической  культурой.

Ромено - Борщевская археологическая культура VIII - X вв., Локализация - Междуречье среднего Днепра и верхнего и среднего Дона, река Сейм, Десна , Бассейн Верхней Оки. Носители - Северяне (Роменская),  Вятичи,  и также славяне на ср. Дону (Борщевская).  Сложилась в первую очередь на основе Волынцевской к-ры ,  а также под влиянием Колочинской и  Пеньковской (Анты) -археологических культур.

Археолог Седов  В.В. в книге « Славяне. Историко-археологическое исследование.» - М. 2002,  отмечает: «...Массовая миграция славян Волынцевской к-ры - в бассейн Верхней Оки произошла не позднее второй половины 7 века н.э…»  Т.к. уже в 8 века  в данном регионе существовали их укрепленные поселения (городища), селища и могильники. А также отмечено изменение бескурганного, с кремацией на стороне, погребального  обряда Волынцевской к-ры, на курганный, с кремацией, погребальный обряд Ромено-Борщевской к-ры в Поочье, где курганный обряд, скорее всего, был позаимствован пришедшими славянами у местных балтов Мощинской к-ры 4-7 вв. н.э. .

Причем в землях Вятичей – в Калужской, Орловской, Тульской областях  - отмечены находки пальчатых фибул и др. артефактов, характерных для Пеньковской к-ры Антов: 6 в.- нач. 7 вв н.э. И даже находки еще более ранних предметов - Черняховской культуры – рубежа 4 -5 века н.э.

Т-е проникновение славян  шло с юга, из Днепровского региона. И  на Верхнюю Оку  первая миграция началась еще на  рубеже  4-5 вв. – в Черняховский период и продолжилась в  6 в. - нач. 7  вв. – представителей Пеньковской культуры (анты). Правда, эти миграции не были массовыми.

Вероятно, во втор. пол. 7 века –  нач. 8 века, на раннем этапе, славяне Волынцевской к-ры, мигрируя в Поочье, «подселялись» как раз на уже существующие отдельные славянские поселения Пеньковцев . Существовавших  одновременно и  бок о бок с местным населением Мощинцев. Этим и объясняется «постепенная инфильтрация носителей Волынцевских древностей» в Верхнем Поочье . (Седов В.В.).

Ассимиляция местных балтов Мощинской к-ры пришедшими в Верхнеокский регион славянами Волынцевских древностей - привело к становлению на Верхней Оке  Ромено-Борщевской культуры 8 – 10 вв. – т-е  летописных Вятичей. Культуры -  родственной Роменской (Северяне) и Борщевской (Славяне на ср. Дону) http://iozhinsbajin.livejournal.com/8778.html .


---


Но ПВЛ была создана в самом конце 11 – начале 12 века, и о событиях столь давних, как вторая половина 7 века – начало 8 века н. э. – да еще и  в землях  Вятичей (столь  долго не подвластных Киеву), летописец просто не знает. Равно как и не знает ПВЛ  о расселении славян в бассейне Верхней Оки, и частично, в бассейне Десны - с Юга, с Поднепровья (что было доказано археологами в 20 веке).


Т-е «приход от Ляхов » ПВЛ , если таковой и был , произошел гораздо позже, чем  началась массовая миграция славян, представителей Волынцевской к-ры, с Поднепровья - в регион Верхней Оки, во второй пол. VII века,  и  формирование Ромено - Борщевской культуры - с начала VIII века . 

Предположим, что данные ПВЛ  не легенда,  не миф , и « ..от Ляхов »  кто-то действительно пришел в регион Вятичей - Радимичей. Тогда, скорее всего, ПВЛ говорит  о событиях  гораздо более поздних, нежели кон 7 – нач 8 в. н. э.,  а происшедших  в  кон. 9 - 10 веках.

Т-е в регион , уже массово заселенный славянами – Вятичами, прошла еще одна миграция населения, также славянского, но уже не с Днепровского региона - как ранее , а с Запада -  «от Ляхов», к коим ПВЛ причисляет также и Балтийских Славян – для которых  как раз и характерны  топонимы и гидронимы на -гост/-гощь/-шь- , и широко почитаем был бог Радегаст.

Есть одно событие, произошедшее в конце 10 века в регионе Вятичей – изменение погребального обряда - с курганного с кремацией, на курганный  - с трупоположением. (Есть еще одно  изменение в быту Ромено-Борщевской культуры - именно в конце 10 века появляется круговая – гончарная керамика, преимущественно с волнистым и линейным орнаментом,  круговая керамика сменила лепную у Вятичей, но, скорее всего, этот переход является результатом общего развития уровня производственных  сил, в рез-те как торговли, так и взаимодействия с ближайшими соседними славянскими регионами ).

Ранее в науке высказывались теории, что это, мол, изменение погребального обряда у Вятичей в кон. 10 века связано с принятием христианства. Но «номинальное» крещение Киева в 988  г. (конец 10 века) князем Владимиром , а затем и иных городов Киевской Руси никак не затрагивало регион Вятичей, которые не подчинялись Киеву и очень долго сохраняли свою независимость. Походы на Вятичей Святослава около 965 г. и Владимира - в 981 и 982 гг. приносили лишь временные победы. Вятичи достаточно быстро восстановили независимость от Киева, и сохраняли самостоятельность вплоть до конца XI века . 

Даже Владимир Мономах (1053 – 1125  г) смог только первым пройти «сквозь Вятичи», и две зимы ходил воевать на Вятического князя Ходоту и сына его, и ко Корьдну, но ничего не сказано о том, что Мономах смог «примучить» и подчинить Вятичей.  Только с  12 века города Вятичей начинают упоминаться в летописях, в первую очередь в связи с княжескими усобицами. Впоследствии земли Вятичей вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Т.о. крещение Киева и др. городов Киевской Руси, в конце 10 века, никак не затронуло земли Вятичей. Они еще долго оставались вне христианства, а курганный обряд погребения  сохранился вплоть до 13 века включительно (а есть мнение – что и несколько дольше в некоторых регионах). Тем более, изменение курганного  погребального обряда с кремации на трупоположение не несло в себе никаких христианских элементов. Захоронения, по прежнему, оставались языческими.

С чем же связано  изменение погребальной  обрядности в конце 10 века в бассейне Верхней Оки ? Возможно , как раз с новой, массовой миграцией, уже именно «от Ляхов», от Западных – Балтийских славян – Лютичей, Поморян, Полабских Славян.

Конечно,  возможно,  была и частичная миграция представителей Лехитских племен в еще более ранний период, начиная с  8 века, например, одновременно с миграцией представителей  Славян с Балтики - в Новгородско-Псковские земли.  Но если таковая, ранняя  миграция, с Запада, и достигла  региона Вятичей-Радимичей, то была весьма малочисленна, и носила характер постепенного расселения отдельных групп, и возможного расширения торговых и культурных связей (отголоском ее может служить как раз упоминание в  арабских источниках  области «Вантит» и термина суб.н.дж  из Ибн Русте: «Упоминаемый известный у них как глава глав именуется Свет (Свят ) –царь, он более почитаем, чем суб.н.дж , а суб.н.дж – его заместитиль.» Лингвисты отмечают схожесть суб.н.дж  - Ляшскому «жупан») . Но в 8 и 9 веках еще существовали на южной Балтике мощные племенные союзы – Вагров, Ободритов, Лютичей-Вильцев, Руян, Поморян и тд. Поэтому причин для массовой миграции у Лехитских племен еще не было.

Но с 10 века н.э. усилилась немецкая военная  экспансия против Балтийских славян, что могло привести к уходу значительных групп славянского населения из региона Полабья и Помория, с Южной Балтики – на Восток,  как в земли Псковско -Новгородские, так и вплоть до территории Смоленских Кривичей, и далее – к Радимичам и Вятичам.

Именно эту, весьма значительную миграцию групп Балтийских Славян – Лехитских племен, бежавших от немецкой экспансии, в 10 века, вероятно, достигшую даже Радимическо- Вятического региона, и отмечает ПВЛ как приход «от Ляхов». Хотя это было более позднее переселение некоторой части представителей Лехитских племен на территории, уже  плотно заселенные Славянами  с кон. 7-нач. – нач. 8 века н.э. (выходцами с Поднепровского региона - Волынцевской к-ры, и сформировавшейся на ее основе,  с 8 века,  Ромено-Борщевской к-ры).

Однако  переселенцы с запада , представители Лехитских племен, в т.ч. и с южной Балтики – принесли с собой культ бога Радегаста (Радигошь в восточно-славянской огласовке), и названия мест, созвучные «Радегаст – Радигошь», а также  топонимы, с окончанием на – гост-гощь-шь- , широко распространенные не только в Новгородском регионе, но и известные в землях Вятичей-Радимичей (Погар-Радогост , Радогощь, Редогощь, Домагощь, Спашь, Любощь и тп.).



.




Гребень. Стариград- Ольденбург, музей.



.



Лунница  и часть плетёного браслета. Стариград- Ольденбург, музей.



.



Керамика. Стариград- Ольденбург, музей.



.



Керамика Фельдбергской культуры периода  раннего средневековья,  южная Балтика – ассоциируется с Лютичами. (Седов В.В.)



.



Волин – быт славян. Музей.



.



Керамика Slawenburg-Raddusch, Музей Дольна Лужица - сербско-лужицкий регион Германии.


-

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
alieko
Jan. 10th, 2018 08:20 pm (UTC)
Интересно, слово "поГОСТ" имеет отношение ко всем этим "быдГОЩАМ", "РадеГОЩАМ..?
Вспомнилось где-то у Гумилёва, когда стояли через Днепр войска Ляхов и Киевлян, то переругивались через реку отнюдь не прибегая ни к каким переводчикам..! Прекрасно друг-друга понимали! И вообще похоже в те времена никаких переводчиков у славянских племён не упоминается, говорили на одном языке похоже.
Есть работа 19-го века польского филолога Михаила Красусского, который, в отличие от современных, владел всеми славянскими, европейскими и многими древними, о самом древнем языке славян, который сохранился и дотеперь...
Как аргумент, самоназвания древних городов Европы имеющие в окончании "...вик" этимологию находят только в этом языке...там в трёх частях и в конце очень показательный словарик сравнительный...
https://alieko.livejournal.com/11714.html
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

iozhinsbajin
iozhinsbajin

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner