iozhinsbajin (iozhinsbajin) wrote,
iozhinsbajin
iozhinsbajin

Categories:

Пясецкий Г. М. О четырех главных дорогах, которыми Крымские Татары вторгались ...


Пясецкий Гавриил Михайлович.

.рис1 Пясецкий 1838 – 1900

              Из книги А. Полынкина "История орловского края в лицах" .


    Гавриил Михайлович Пясецкий (1838 -1900) -историк-краевед Орловской губернии, магистр богословия (1863), статский советник (1882), потомственный дворянин (1892). Гавриил Михайлович Пясецкий родился 25 марта (6 апреля по н.ст.) 1838 года в селе Шатрищи Черниговской губернии в  семье священника. Учился в Новгород-Северском духовном училище, Черниговской семинарии, Киевской духовной академии. С 1863 года Гавриил Пясецкий поселился в Орле, где в духовной семинарии преподавал гражданскую историю и «связанные с ней предметы», в том числе географию.За безупречную работу Гавриил Михайлович был удостоен звания профессора, получил чин статского советника и несколько орденов. Первая большая публикация Гавриила Михайловича, – «Материалы для истории Орловского края», появилась в 1865 году, а всего он опубликовал около 100 работ. Самые знаковые из них посвящены Орлу, Болхову, Кромам и истории Орловской епархии, описанию церквей, приходов и монастырей.





.рис 2 ОЕВ №19 1870

Пясецкий ГМ. «О татарских дорогах…» ОЕВ №19 1870 год. Яндекс Диск. Скачать. https://yadi.sk/d/uR5HpkLQuKLBR .






О четырех главных дорогах, которыми Крымские Татары вторгались и опустошали
пределы нынешней Орловской губернии.




   Крымское царство образовалось и Татарских улусов в Крыму и по северным берегам Черного моря, в то время, когда могущественная некогда Кипчакская или Золотая Орда клонилась уже к своему упадку. Первые Крымские ханы из династии Гиреев, не желая признавать над собою владычества Золотой Орды, долгое время находились с нею во враждебных отношениях и вели упорную борьбу.

  Пока шла эта борьба, Крым сохранял миролюбивые отношения к Москве и нередко находился в тесном союзе с нею против общего их врага. Но лишь только Крымцам удалось на развалинах Золотой Орды утвердить собственную независимость, как они из мирных союзников России обратились уже в непримиримых ее врагов, и в продолжение трех веков терзали ее опустошительными своими набегами.

   Особенно часто страдала от Крымских Татар Московская Украина, к которой с XVI-го века принадлежали и нынешние пределы Орловской губернии. В конце XV века в состав Московского государства вошли следующие города Орловского края: Eлец, Мценск, Карачев, Брянск, Трубчевск и Комарицкая волость. В XVI веке были основаны: Орел, Болхов, Кромы и Ливпы. В это и последующее время города Орловcкого края с их уездами подразделялись на Северские и Украинские; к первым принадлежали: Брянск, Трубчевск и Севск с Комарицкой волостью; ко вторым: Болхов, Мценск, Орел, Кромы, Карачев, Ливны и Елец.

   Внезапно появляясь в этих местах, Татары предавали все на своем пути страшному грабежу и опустошению: вытаптывали поля и нивы, разрушали города и крепости, выжигали села и деревни, грабили местных жителей и целыми тысячами уводили их в неволю. Московское Правительство, особенно со времен царя Иоанна Васильевича Грозного, всеми мерами старалось защитить несчастную Украйну от опустошительных набегов Крымцев.

  Так, с этою целью строились здесь новые города и укрепления, в которых постоянно, с ранней весны и до снегов, должны были бодрствовать воеводы со многими ратными людьми, кроме того, в летнее время по украинским городам стояли особые полки - "большие, передовые и сторожевые", которые, при первой вести о движении неприятеля, должны были соединиться вместе и "промышлять" над ним; а чтобы "приход воинских людей не был безвестен", для этого на всех дорогах, которыми Крымские Татары обыкновенно приходили на Московскую Украйну, длинною сетью расставлялись, так называемые, "сторожи" или караулы из детей боярских и кузаков конных.

 С целью затруднить и замедлить движение Татар внутрь страны Русские повреждали еще дороги - копали рвы, валили деревья по лесам, вбивали сваи на переправах через реки, выжигали степи и прочее. Но все эти предосторожности не спасали Украйны и ее обитателей от Крымских погромов. Было и еще средство у Московских царей, которыми они старались удерживать Крымских Татар от частых их вторжений - это мирные договоры и, так называемые, "поминки" или подарки, состоявшие в деньгах и дорогой рухляди. Но Татары, щедрою рукою подписывая договоры, не заботились об их соблюдении, и при первом удобном случае снова грабили и разоряли несчастную Украйну. Тогда, вместе с деньгами за выкуп пленных, шли новые поминки в Крым ханам и их мурзам и опять, до поры до времени, заключались ненадежные договоры.

   Время Крамских набегов составляет одну из самых несчастных страниц истории Орловского края. Не смотря на то, что время это давно уже прошло для обитателей этого края, народ доселе еще живо помнит те пути, которыми обыкновенно заносилась и разражалась над головами его предков Крымская туча, те рощи и леса, в которых Крымские Татары останавливались по временам для своего отдыха, те ручейки и колодцы, которые служили им для водопоя; помнит, как его предки, по знаку сторожевого казака, несшегося в город с вестью: идут Татарове! - или по приказанию воеводскому, должны были спешить в городскую осаду, или прятаться со своим добром в местах скрытных и уединенных.

С этим несчастным временем у нас тесно связывается история всех городов и многих селений, из коих одни (как например Болхов, Орел, Кромы и Ливны) получили тогда свое основание, чтобы служить оплотом против вражеских нападений, а другие не раз обращались в прах и пепел и снова оживали из-под своих развалин для борьбы с неприятелем.

   Вспомним на этот раз и мы, на основании исторических данных, те главные пути или дороги, которыми в былое время Крымские Татары обыкновенно вторгались и опустошали пределы дорогого нам края.

   Таких дорог, как показывает "Книга Большому Чертежу или Древняя Карта Российского Государства", было четыре: 1) Муравская дорога, иначе Муравский шлях; 2) Калмиюская дорога; 3) Пахнутцова или Пахнутцкая дорога, и 4) Свиная дорога.

  Прежде чем скажем о каждой из этих дорог подробнее, заметим, что все они пролегали через Орловский край в таком направлении, чтобы, по возможности, избегать больших лесов и особенно рек с их затруднительными переправами. В некоторых местах такие переправы доселе еще сохраняют прежнее свое название с Татарских бродов и перелазов.


Муравская дорога или Муравский шлях.



  Муравская дорога вела Крымских Татар от Бакчисарая, столицы ханов, через нынешнюю Орловскую губернию к Туле, а от Тулы к Серпухову и самой Москве. На своем пути через Орловскую губернию она проходила через два нынешних ее уезда – Ливенский и Елецкий, по направлению с юга на северо-восток.

  Вступая в Ливенский уезд из нынешней Курской губернии, Муравская дорога пролегала далее на север в области двух рек, с правой стороны - реки Кщеневой (ныне Кшень), а с левой - река Тима. Обе эти речки берут начало в Курской губернии и впадают в pеку Сосну, которая в отличие от другой - Тихой Сосны (в Воронежской губернии) называлась в древности Быстрою; из них река Тим впадает в Сосну "выше города Ливень верст с 15-ть", а река Кщенева - "ниже Ливен версты с 3". Расстояние между этими двумя реками, когда они касаются границ Ливенского уезда, занимает около 25-ти верст, но потом оно несколько расширяется, в следствие того, что река Кщенева, при дальнейшем своем течении по Ливенскому уезду, несколько склоняется к востоку.

   Муравская же дорога, проходя между рекой Кщеневой и Тимом, держалась более, правой стороны, т.е. была ближе к Кщеневой, чем к Тиму, и отстояла от первой "в верстах 3-х или 4-х"; так что колодези (в древности колодезями назывались небольшие речки или ручейки. Отсюда и некоторые из сел Орловской губернии получили свое название) Кобылей, Долгой и Плоской, впадающие в реку Тим, находились уже по левую сторону от дороги.

  Ныне в окрестности Муравской дороги, между речками Тимом и Кщеневой, находятся следующие села Ливенского уезда: Успенское (Кобылье), Козьмодемьянсное (Кобылье), Нижнее Долгое, Вышнее Долгое, Кобылье, Губаново (Никольское), Кудиново, Рогатик, Верхнее Ольшаное, Нижнее Ольшаное, Кривцова Плота, Студеной Колодезь, Баранов Колодезь, Ревякино, Бараново (Покровское).

  За тем Муравская дорога пролегала уже в области рек: Сосны и Кщеневой, до самой переправы через Сосну. Эта переправа производилась "под городом Ливнами". Отсюда Муравская дорога направлялась к верховьям речек: "Лесной Ливны" и "Полевой Ливны", из коих первая "вытекла из Красного лесу, от города Ливен с 10 верст, и пала близко города в Полевую Ливну, а Полевая Ливна пала в Сосну под городом Ливнами".

  Далее Муравская дорога, избирая сухой путь, оставляла по себе вправо речку Чернаву, а влево речку Любовшу, и направлялась к речке Ворголу, где она переходила уже в Елецкий уезд. Отсюда она вела (через речки Гоголь и Рогольку, впадающие в Мечу) в Тульскую губернию и пролегала между речками: Соловой - с левой стороны, и Мечею - с правой стороны.

  При дальнейшем движении по Ливенскому уезду, в области Сосны и Кщеневой, Муравская дорога, как можно думать, проходила около нынешних сел: Никольского, Бородинки и Сергиевского (Голицына); а по переправе через Сосну, около древней Муравской дороги раскинуты ныне следующие села: Успенское (Галичи), Покровское (Куначь Колодезь), Покровская (Липовец), Козьмодемьянское, Коротынск, Остров, Георгиевское, Лютое (Чувакина), Рохманино, Успенское, Черемошня, Жилое (Плетнева).

По Елецкому уезду Муравская дорога проходила, по всей вероятности, около сел: Покровского, Тегина, Тросны, Бродков, Злобина и Знаменского.


Дорога Пахнутцова или Пахнутцкая.



  Пахнутцова дорога, при своем направлении с юга на север, пролегала между дорогами - Муравскою, с правой стороны, и Свиною, с левой стороны, и проходила через следующие уезды нынешней Орловской губернии: Малоархангельский (в юго-восточной части) и Мценский (в том же направлении).

  Дорога эта, подобно другим, избегая лишних переправ через реки, пролегала между верховьями рек, берущих из-под ней свое начало; из них одни текут по правую, а другие по левую сторону от дороги. Этими верховьями и может быть обозначено частнейшее движение Пахнутцовой дороги по Орловской губернии. Пахнутцова дорога входила в Орловский край из нынешней Курской губернии, "с Муравского и Изюмского шляху, от Мелового (Мелевого) броду, а Меловой брод на реке Семи, от Курска 40 верст".

  Вступая в Орловский край в юго-западной части Малоархангельского уезда, она пролегала далее в области двух рек - Оки, с левой стороны, и Неручи, с правой стороны. "Река Ока вытекла из чистово поля от Раковых-колков, а Раковы-колки тож из-под Пахнутцовой дороги". "Река Неруч течет от верху реки Оки с версту, из под Пахнутцовой дороги".

  Далее дорога эта оставляла по себе в левой стороне - колодезь (ручей) Тагин и речку Руду, от верховья которой дорога находилась вправо "с пол-версты"; и Тагин и Руда вытекли из-под Пахнутцовой дороги.

Отсюда Пахнутцова дорога подвигалась к верховьям речек Рыбницы и Аптухи (Оптухи), которые взяв свое начало из-под дороги, протекали по левую ее сторону. За тем нужно было ехать к верховью Олешны (Олешни), которая также вытекает из-под Пахнутцовой дороги. Здесь, у верховьев Олешни и колодезя Щижа, впадающего в Аптуху, подле леса, Пaxнутцова дорога выходила на Новосильскую и оставляла Мценский уезд.

  Таким образом древняя Пахнутцова дорога проходила вблизи следующих сел нынешней Орловской губернии: Протасова, Скурова (Архангельского), Ловчихова, Полева, Собакина, Мокрецов, Воейкова, Борисовки, Козьмо-Демьянского, Дурнева, Богодухова, Алисова, Никольского (Семеновки) и Никольского Городища, Богородицкого (Кологривова) и Долгого, Марьина (Шевлякова) и Ломового, Михайловского (Собакина), Аржаного и Рождественского.   

Теперь, на месте Пахнутцовой дороги, пролегает в этой местности большая Курская дорога.


Дорога Калмиюская.



  Дорога Калмиюская вела Татар с Царева-города на Валуйку (ныне Валуйки - город Воронежской губернии), с Валуйки на Оскол (город Курской губернии), а с Оскола к городу Ливнам, где она сходилась с Муравскою дорогою. Эта дорога пролегала также по Ливенскому и Елецкому уездам, по правую сторону реки Олыма, которая берет начало в Воронежской губернии (близь Нижнедевицка) и впадает в реку Сосну, в Елецком уезде.

   Направление Калмиюской дороги по Ливенскому и Елецкому уезду, в области реки Олыма, приблизительно обозначают следующие села: Царев Олым и Козинка, Тербуны и Солдатское, Бурдино и Борки, Анненское (Киреевское) и Козинка, Дубовец и Голяжье.

  Около Козинки происходила переправа через реку Олым; после чего дорога двигалась далее к городу Ливнам в области Олыма и Кщеневой, около Гатища и Навесного, Свиной Дубровы, Свинских постоялых дворов и Жорина.

  Здесь, между Жориным и Никольским, по всей вероятности, около Сергиевского, была переправа через Кщеневу; затем Калмиюская дорога сходилась с Муравскою и выводила к Ливнам.


Свиная дорога.



  Дорога Свиная вела в Орловский край из нынешней Курской губернии, от Рыльска до Волхова. Она проходила через уезды Кромской (частью), Дмитровский, Карачевский и Болховской. Впрочем Татары, при своем нападении по Свиной дороге проникали еще в Севский и Орловский уезды : "тою Свиною дорогою прихаживали (перехаживали) Белогородские ( Аккерманские) Татаровя на Рыльский, и на Карачевский, и на Болховской, и на Орловский уезды, Бакай (Банай) мурза, как польских (так назывались украинные города, за которыми лежали почти не заселенные еще в то время поля или степи, пограничные с Татарами) городов не было. А прихаживали на Свиную дорогу с Бакаева шляху, а Бакаев шлях от Муравсково шляху верст с 40 к Днепру".

   Следы этой дороги сохранились доселе во многих местностях Орловской губернии, по направлению с юга на север и северо-восток; почему Свиная дорога образует как бы несколько Свиных дорог. "Все оне идут кряжем, минуя низменные места и реки; а так как при сих последних обыкновенно располагаются селения, то дороги эти составляют по большей части границу между разными владельцами. Из преданий, сохранившихся в народе о Свиных дорогах, достовернейшее то, что оне проложены Татарами; почему и получили настоящее свое, презрительное для Магометан, название".

   Частнейшее направление Свиной дороги по Орловской губернии, подобно другим древним дорогам, обозначается в Древней Карте истоками рек из-под Свиной дороги; из них одни протекают по правую ее сторону, а другие по левую. С правой стороны Свиной дороги берут начало следующие реки, впадающие в Оку:
   1) Река Кром (Крома). "Кром река вытекла из-под Свиныя дороги, от города Кром верст 40, пала ... ниже города Кром, в Оку, верст с 7". Верховье ее находится на границе Кромского уезда с Карачевским, вблизи сел: Титова и Робья, Карачевского уезда, и села Мыцкого, Кромского уезда.

   2) Речка Ицка "вытекла из-под Свиныя дороги (горы)". Верховьем своим она касается границы Карачевского уезда, несколько севернее реки Кромы и выше села Робья. Обе эти речки впадают в Оку в Кромском уезде.

   3) Река Оцон (ныне Цон) "течет от Свиныя дороги, от Карачева; протоку верст с 40 и больше". Верховье ее близ села Глинки, Карачевского уезда.

   4) Река Орель или Орел (ныне Орлик) "вытекла из-под Свиныя дороги, протоку реки Орели (Орла) верст с 30 и больши, пала в Оку". Верховье ее находится в Болховском уезде на границе с Карачевским, несколько выше (севернее) села Красных Рябинок.

   5) Река Неполод "течет из-под Свиныя дороги; протоку верст с 30". Верховье ее на границе Болховского уезда с Орловским, между селами: Буневым и Щучьим.

   6) Река Нугрь (или Нухрь) "вытекла по Карачевской дороге, выше Болхова верст с 20 и больше, из-под Свиныя дороги". Верховье ее между селами: Мощеным и Парамоновым, Болховского уезда.

   Из рек, берущих свое начало из-под Свиной дороги, по левую ее сторону, более известны: 1) Неруса, 2) Навля, и 3) Снежет (Снежеть). Все эти реки принадлежат к Деснинской системе.

   Руководствуясь истоками выше указанных рек, мы можем приблизительно проводить древнюю Свиную дорогу, с севера на юг, около следующих сел:
  1) По Болховскому уезду: около Борилова, Злыни, Селихова и Голдаева, Ждимера и Муратова, Парамонова и Мощеного (последнее Карачевского уезда).

   2) По Карачевскому уезду: около Хотынца, Образцова и Алымовой, Ивановского, Мелового и Дронова (Архангельского), Вербинка, Бочарок, Глинок и Семеновки, Пятницкого, Навли и Хотькова, Молодового, Высокого и Шабликина, Воронцова, Герасимова и Робья, Гавриловского и Титова.

   3) Далее на юг, как свидетельствуют уцелевшие следы этой дороги и некоторые народные предания, Свиная дорога проходила вблизи следующих сел Дмитровского уезда: Ланков, Кирова и Суслова, Работькова и Городища (последнее Кромского уезда), Обротеева, Гнездилова и Столбищева.

  Между последними двумя селами находится деревня Гончаровка, принадлежащая к селу Гнездилову; мимо этой деревни проходит дорога, которую народ доселе называет Свиною. Кроме того, здесь находятся еще: Свиной колодезь (на Столбищенском поле), подле колодезя - Свиная лощина и Свиной лесок при Свиной дороге.

   Отсюда, как можно полагать, Свиная дорога пролегала по направлению нынешних сел: Кошелева, Черни, Плоского; из Плоского она переходила в нынешний Кромский уезд (в юго-западной его части), по направлению к селу Высокому, на границе с Курской губернией.


   Кроме этих 4 главных дорог, были и другие дороги, которые лежали между городами Орловского края и по которым Крымские Татары переходили с одной главной дороги на другую.

   Так, Муравская и Изюмская дорога сходились с Пахнутцовою у Луковецкого брода. "Колодезь Луковец пал в реку Сосну, с Нагайской стороны, а на устье Луковца Татарской перелаз, брод в Русь".

   Муравская же дорога соединялась с Пахнутцовою и на северо-востоке Орловского края, посредством дороги Новосильской. "С верху Щижа колодезя и речки Олешы, на дороге на Новосильской и на Пахнутцовой, подле лесу, стоит сторожа, стерегут сторожу (стражи) из Мценска, чтоб не пришли Пахнутцовою дорогою, от Мелового (Мелевого) броду, и с Изюмския дороги, от Сосны, от Луковского броду, а по Новосильской дороги, с Муравския дороги, Татаровя".

    Далее Свиная дорога сходилась с Пахнутцовою поворотом вправо от верховья реки Ицки (у Свиной дороги) к реке Оке и далее до Пахнутцовой дороги. "Ниже Ицки верст с 6, пал в Оку, с левой стороны, Доброй колодезь, а на усть Доброго колодезя на Оке брод Быстрой, а в тот брод лезли Татаровя, как в 79 (1571) году шел Крымской царь под Москву, а на Москве, в приход Крымского цари, гневом Божиим был пожар".

   Все эти дороги в важнейших стратегических пунктах были уставлены сторожами, посредством которых быстро носились вести от города к городу. Такие сторожи обыкновенно располагались при реках. Особенно река Сосна с ее притоками богата была сторожами.

   Здесь находились сторожи:
1) при устье реки Тальца, по Лебединской дороге;
2) на реке Козинке, с Крымской стороны, по Оскольской дороге;
3) на Беломестном поле;
4) на реке Воронце, по Оскольской дороге;
5) на реке Пониковце, по Воронежской дороге;
6) под Богатым лесом, по Оскольской дороге;
7) под Радушкиным лесом, по Ливенской дороге;
8) при устье реки Чернавы, по Ливенской дороге;
9) сверх Свищен;
10) при устье Хмелевого колодезя;
11) на устье Куноча;
12) при устье Кщеневой;
13) под Долгим лесом;
14) под Мокрецким лесом;
15) на горе по реке Сосне на Кирпичном броду, от города Ливен в 3 верстах;
16) по Белогородской дороге за рекою Быструю Сосну в Колки, от города Ливен в 4 верстах;
17) при устье реки Трудов;
18) при устье Речицы;
19) при устье реки Фошни;
20) при устье реки Колпны;
21) при устье Луковца (эти сторожи ставились из города Ливен, на каждой стороже стояло по два человека из казаков и по два из детей боярских).

   На некоторых из этих пунктов стояло по нескольку сторож. Так, на усть-Чернавской стороже находились сторожи из Ельца, Ливен и Мценска; на Речицкой, Фошнинской, Колпенской и Луковецкой ставились сторожи из Ливен и Мценска. Все эти сторожи оберегали дороги: Калмиюскую, Муравскую и Пахнутцову.

   Кроме того, Пахнутцову дорогу охраняли сторожи из Мценска:
1) верх Очки на Руде, от Мценска 100 верст;
2) на Долгом-Колодезе, от Мценска 40 верст;
3) верх Олешен, от Мценска 30 верст.
Из Мценска же ставилась еще сторожа на Любовше, от Мценска в 100 верстах, для охранения Муравской дороги.

  Из сторож, охранявших Свиную дорогу, известны две:
1) на сторожевом кургане, у Свиной сторожи, от Карачева "в 7 верстах", и
2) на Молодовом городище, от Карачева "в 30 верстах". Обе эти сторожи ставились из города Карачева.

http://www.kray32.ru/stat17_08.html Пясецкий Г.М. Текст ОЕВ № 19 1870.



.
рис 3 Муравский шлях и др.







*Также см. Росписи сторожам 16-го века , на территории современной Орловской области.
1)http://iozhinsbajin.livejournal.com/1696.html 2)http://iozhinsbajin.livejournal.com/1975.html 3)http://iozhinsbajin.livejournal.com/2242.html .
(АКТЫ  МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. ТОМ  I, РАЗРЯДНЫЙ  ПРИКАЗ. МОСКОВСКИЙ  СТОЛ. 1571  - 1634 гг.) 

---
Орловские Епархиальные  Ведомости.

http://leb.nlr.ru/search/?scope=docs&query=%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%95%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

http://www.orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=17&topic=483&page=0 . Пясецкий Г.М.


Tags: О четырех татарских дорогах, Орловская губерния, Орловские Епархиальные Ведомости 1870, Пясецкий Г.М., история, краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments